Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Языковые средства |
Возможная роль в
тексте |
Эпитеты |
Усиливают
выразительность, образность языка произведения; придают
художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание
высказывания; выделяют характерную
черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный
признак; создают живое
представление о предмете; оценивают предмет или
явление; вызывают определённое
эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть
авторское отношение к окружающему миру. |
Сравнение |
Сообщает явлению и
понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно
представить предмет или явление; сравнение придает описанию особую наглядность. |
Метафора |
Через метафорическое
значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и
наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность
предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного
ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. |
Олицетворение |
Олицетворения придают
тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. |
Гипербола Литота |
Использование
гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность
изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную
окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. |
Ирония |
Помогает создать
комический эффект |
Перифраз (а) |
Перифразы позволяют: Перифразы играют в
речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная
окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные
стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как
средствонепринужденного звучания речи. |
Метонимия |
Метонимия позволяет
кратко выразить мысль, она служит источником образности. |
Синекдоха |
Синекдоха усиливает
экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл |
Антитеза |
Сочетание контрастных
понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и
выразительной |
Риторический вопрос |
Привлечь внимание
читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие Риторические вопросы
используются в художественном и публицистическом стилях для создания
вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с
читателем . |
Риторическое восклицание |
Риторическое
восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую
мысль речи (часто в ее начале или конце). |
Риторическое обращение |
Риторическое обращение
служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения
отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут
создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и
другие оттенки настроения и эмоционального состояния. |
Синтаксический параллелизм |
Усиливает
эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи
ритмичность |
Антонимы |
Антонимы, обозначая
противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические
средства делают нашу речь более яркой, выразительной. |
Синонимы |
Служат для более
точного выражения мыслей и чувств. |
Оксюморон |
Подчёркивает
противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной
форме, создаёт эмоциональное впечатление. |
Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы |
Позволяют
конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные
аспекты, дифференцировать смыслы. |
Бессоюзие |
Речь приобретает
большую сжатость, компактность, динамичность. Бессоюзие как
стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а
также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов
высказывания и повышения экспрессивности текста. Первая из
названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи,
вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. |
Многосоюзие |
Подчеркивается
единство перечисляемого. Многосоюзие может
использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых
элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной
приподнятости. |
Инверсия |
Инверсия используется
преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или
слушателя к самым важным в смысловом отношении словам. |
Парцелляция |
Парцелляция способна усиливать
выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать
значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения
автора, передавать отношение автора к сообщаемому. Парцелляция широко
распространена в современной печати. Её употребление связано со
стремлением передать интонации и акцентированность живой речи. |
Градация |
Возрастающая градация обычно используется
для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы
текста: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок) Нисходящая
градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания
текста и создания образности: Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин) Следует учитывать, что прием градации
основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх:
средне — больше — много — очень много; вниз: много —
меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при
положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень
хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке:
плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно). |
Умолчание |
Передает
эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель
догадается, что именно осталось невысказанным. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий