Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) | 1. Стихотворение «…» принадлежит к … лирике 2. Стихотворение представляет собой яркий пример ...лирики 3. Стихотворение может быть отнесено к … лирике |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя | 1. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … 2. Можно сказать, что лирический герой… |
Тема - вопрос, которого касается автор | 1. Автор «…» развивает традиционную тему… 2. Это стихотворение посвящено… 3. Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о… |
Идейный уровень (идея, эмоция) | 1. Автор хотел донести до читателя мысль о том… 2. Этим стихотворением автор хотел сказать, что… 3. Здесь высказано мнение автора… 4. В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) |
Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция | 1. Стихотворение состоит из … строф… 2. Произведение построено… 3. Оно имеет четкую структуру.. 4. Кульминация стихотворения приходится на… |
Истолкование названия | 1. Стихотворение названо так потому, что… |
Характеристика образов (существительные-образы)- | 1. В первой строфе возникают образы (существительные)… 2. Во второй строфе автор говорит… |
Художественно-выразительные средства | 1. Сквозь строфы тянется цепь тропов… 2. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… 3. Здесь автору помогает использование… 4. Немаловажную роль играют… |
Действия и состояния(глаголы-проблемы) | 1. Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы 2. ... отмечает (что?) ...описывает(что?) 3. ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?) |
Пространство, время | 1. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) 2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее) |
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис) | 1. Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику 2. Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифмовка … 3. Стихотворение написано с использованием… рифмовки… 4. Строфы имеют…рифмовку… 5. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены … |
Фонетический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) | 1. В основе ритмического рисунка – (пятистопный хорей…) 2. В основе ритма стихотворения – (пятистопный хорей…) 3. Размер стихотворения - ... 4. Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление… |
Подготовка к сочинению.
Любому
сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация. Помочь в
этом может следующий план работы.
1.
Прочитай стихотворение несколько раз.
2.
Узнай сведения об авторе стихотворения.
3.
Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения ,
историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и
главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
4.
Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что
представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
5.
Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие
именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при
затруднении словарём настроений (смотри ниже).
6.
Какие изобразительно-выразительные средства помогли
создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни
их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.)
Какие образы помогают нарисовать данные
изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
7.
Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой).
Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это
будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
8.
Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь,
когда читаешь стихотворение? Запиши.
9.
Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом
сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет
ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй
орфографические и пунктуационные ошибки.
План сочинения- анализа стихотворения.
1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема.( О чём стихотворение?)
Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите
внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в
стихотворении подсказали вам названные особенности
изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются
чувства от начала к финалу стихотворения?
3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты,
метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и
восклицание.
4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает
стихотворение?
На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое
сочинение.
Речевые клише.
Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом,
чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые
клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение,
на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении
стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Автора пронизывает чувство…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки…
позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения,
яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам
возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…
Лирический герой этого стихотворения представляется мне….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают
(эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать
настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство…
Словарь
настроений
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
веселое;
светлое;
восхищается;
восторгается;
восторженно- радостное;
легкое;
светлое;
нежное;
игривое;
умиротворенное;
теплое;
спокойное.
приподнятое
печалится
жалеет о …
сожалеет о…
поэту жаль …
переживает за …
негодует
расстроен
поэту больно от …,
с болью в сердце пишет о…
грустно, с грустью говорит о…
сердито
тоскует по …
с волнением говорит о…
испытывает чувство горечи
Словарь терминов.
Они могут
быть употреблены в сочинении.
Аллегория - литературный прием, основой
которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения
при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
Антитеза – сопоставление контрастных
или противоположных образов.
Басня – жанр дидактической
литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным
моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.
ГИПЕРБОЛА (от греч. - преувеличение) —
художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных
свойств изображаемого предмета или явления.
Жанр – тип художественного
произведения.
Лирика – один из родов художественной
литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие
переживания.
Лирический
герой – это
образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства
которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные
переживания.
Метафора — один из основных тропов
художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений;
нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание
становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.
Мотив— устойчивый смысловой элемент
художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает
простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных
произведениях.
Мораль – отдельное, практическое
нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что
лесть гнусна…И.А. Крылов)
Образ – совокупность определенных,
ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека,
какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в
словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Узник»)
Олицетворение – перенесение человеческих
чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при
описании животных.
Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) —
1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и
прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной
прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.
Поэзия – словесное художественное
творчество.
Проза – не стихотворная речь.
Сравнение – вид тропа, в котором одно
явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них
признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А.
Заболоцкий)
Стих – 1. Особый тип художественной
речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в
смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи»
обозначает поэтическое творчество.
Стихотворение – небольшое стихотворное
произведение.
ТРОПЫ (от греч. - поворот, оборот
речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное
усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам
принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также
эпитет, аллегорию, перифраз.
ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) —
лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным
эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило,
написанное от первого лица.
Эпитет – образное определение,
прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий