ЕГЭ

                                                    Сочинение по русскому ЕГЭ

Роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Языковые средства

Возможная роль в тексте

Эпитеты

Усиливают выразительность, образность языка произведения;

придают художественную, поэтическую яркость речи;

обогащают содержание высказывания;

выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

создают живое представление о предмете;

оценивают предмет или явление;

вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Сравнение

Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель;

помогает более точно представить предмет или явление;
помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

сравнение придает описанию особую наглядность.

Метафора

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта.

Олицетворение

Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора.

Гипербола

Литота

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
      Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов

Ирония

Помогает создать комический эффект

Перифраз (а)

Перифразы позволяют:
      выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
      избежать неоправданной тавтологии;
      ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средствонепринужденного звучания речи.

Метонимия

Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.

Синекдоха

Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает  ей глубокий обобщающий смысл

Антитеза

Сочетание контрастных понятий  сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной

Риторический   вопрос

Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем .
 Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). 

Риторическое обращение

Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Синтаксический параллелизм

Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность

Антонимы

Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. 

Синонимы

Служат для более точного выражения мыслей и чувств.

Оксюморон

Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.

Однородные члены предложения, градация, синонимы, антонимы

Позволяют конкретизировать мысль, сделать описание подробным, представит разные аспекты, дифференцировать смыслы.

Бессоюзие

Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность.

Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

 Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле.

Многосоюзие

Подчеркивается единство перечисляемого.

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости.

Инверсия

Инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

 

Парцелляция

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
            Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении.
             Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.

 Градация

Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок)

 Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин)

      Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно).

Умолчание

Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий